В начало
 
  
Главная
  
 Музеи
 История
 Архитектура
  
 Гостиницы
 Рестораны
 Экскурсии
 Транспорт
 Информация
  
 Другие города
 

Юрьев-Польский в трех частях.

Часть1. Золотое кольцо

    Центральная площадь в Юрьеве-Польском называется «Советская». По адресу «Советская пл., д. 1» находится кафе «Золотой теленок». Дом номер 2 по Советской площади – это ее противоположный край. Там находится кафе «Золотое кольцо». Эти два бренда и формируют туристическую идентичность Юрьева.
    Впрочем, если в конвейер Золотого кольца город вполне интегрирован, то потенциал кино-бренда в городе почти не реализован. Но об этом – чуть позже.


    Когда-то весь город умещался в кольце – не золотом, а земляном. Даже потерявший несколько метров вал и сейчас еще выше монастырских стен.
    Михайло-Архангельский монастырь – компактный, скромный. Красноватые кирпичные пятна, проступающие сквозь штукатурку, не вызывают мысли об упадке и разрушении, скорее, кажется, что это сознательный отказ от наведения марафета.








    Восьмигранник шатровой колокольни – кажется, будто немного покосился. Дверца – такая крохотная, что войти в нее можно, только сильно пригнувшись, прижав локти к бокам и вообще как-то сжавшись. Женщина, проверяющая билеты, охотно поясняет:
    - А это потому, что на Руси колокольня – это второй храм. А в храм нужно заходить, поклонившись Богу. – И, выдержав паузу, неожиданно дополняет: - Она, вообще-то, больше была. Это ее пожарные уменьшили. Порог тут подняли вот, и вообще.
    Поднимаемся по винтовой лестнице, задевая за пол, потолок и стены. Пока доходишь до смотровой площадки, можно заглянуть в два небольших зала. В одном можно прочитать вырезку из газеты 1890-х годов, о том, что утром жители Юрьева были разбужены пожарным набатом. В другом стоит картонный монах.
    Странными соседями старинных колоколов смотрятся разрезанные и покрашенные кислородные баллоны.
    На дорогах первый снег уже превратился, а здесь еще лежит.
    Черный уголь кучей свален около небольшой церкви. Тут еще в средние века пристроили к ней келарскую, потом трапезную, так и сейчас она остается центром хозяйственной активности.
    Черные голые ветки режут небо на конфетти.
    Черные ягодки смотрятся забытым подарком феи… или злой колдуньи? Смотришь, но пробовать боишься…
    Все так тихо, пустынно, спокойно. Если и есть какая-то тревога, то она не от внешнего раздражителя, а из тебя самого. А, между тем, за те 800 лет, что существует монастырь, что тут только не было. Наверное, каждый квадратный метр полит кровью, где не ступишь – там наверняка что-то было за эти века… или вот тут стоял ордынец, запаливая деревянную кровлю собора… или литовец, вытаскивая их храма ценный оклад, рубанул саблей неудачно преступившего ему путь чернеца… а здесь, может быть, столкнулся с землей сброшенный сверху колокол, который отлили на деньги купеческой вдовы Анфисы Початовой, дабы обеспечить ее мужу вечное поминовение.
    А сейчас - только старушка с котомкой бредет себе и бредет.
    Или забредет заезжая свадьба посниматься у кареты Багратиона.
    Но об этом – в следующей части.




Часть 2. Золотой слоник

    Самый интересный храм Юрьева - это Георгиевский собор. Билеты в него можно купить в кассе Михайло-Архангельского монастыря (то есть в кассе Юрьевского музея, расположенного в монастырских стенах). Перед тем, как идти в собор, нужно сказать о своем намерении в той же кассе - кассир созвонится, и если в соборе никого сейчас нет, туда специально пошлют сотрудника, чтобы он для вас открыл помещение.

    Построенный в XIII веке внуком Юрия Долгорукого, собор слыл одним из чудес Северо-Восточной Руси. И не столько из-за совершенных пропорций, сколько из-за прихотливой и искусной резьбы, покрывавшей наружные стены собора. И сейчас нам, избалованным визуальной информацией людям, хочется ходить часами вокруг храма, напрягать глаза и выворачивать шею, пытаясь разобрать выражения лиц на капителях. Все эти львы, грифоны, птицы - некоторые из них повторяются, но у каждого изображения есть и что-то свое, индивидуальное.


    Как ни странно, привлекательность собора повысилась по причине, для этого, казалось бы, совсем неподходящей. В 1460-х годах своды собора обрушились. Так как слава его уже в это время вышла за пределы суздальского ополья, московский князь Иван III послал знаменитого в ту пору строителя Василия Ермолина восстановить собор.
    Как пишут современные исследователи, Ермолин сделал все, что мог. Он использовал уцелевшие камни для возведения нового свода и восстановления стен. При этом он пытался расположить резные блоки в том же порядке, в каком они были поставлены изначально. Однако это не вполне ему удалось. Как после детской "разборки-сборки" любимой игрушки, по окончании работы остались "лишние детали". Не все камни старого храма нашли свое место в восстановленном соборе. Только ли потому, что Ермолин не знал, куда их установить? Учитывая, что некоторые блоки уже в середине ХХ (!!!) века находили в домах живущих рядом юрьевцев, можно предположить, что они оказались там сразу после обрушения, а к моменту восстановления люди настолько "сжились" с ними, что жалко стало отдавать. Не знаю, возможно, историки культуры и религии меня единодушно опровергнут - мол, не могло такого быть. А мне кажется, что эти две черты в нашем менталитете успешно сосуществуют. На строительство храма (в широком смысле слова) принесем последнее из дома. А лежащее без охраны - унесем к себе домой, пусть и от того же храма оставшееся. Спорьте. Кстати, камни, найденные в юрьевских дворах, демонстрируются внутри собора.

    Возвращаясь к Ермолину, нужно заметить, что и из тех камней, которые были в его распоряжении, далеко не все встали на свое прежнее место. Как бы восстанавливая рассыпавшийся паззл, архитектор какие-то кусочки вставил явно не на те места, где им быть положено - ну да других нет, втиснем как-нибудь, подкоротив да подтесав. Поэтому какой-нибудь фигурный завиток бежит себе, бежит через несколько камней и в друг - раз! - обрывается, а после стыка идет совсем иной узор. Фигуры на стене вроде бы вот складываются в какую-то композицию, вот-вот станет понятен ее смысл - и тут вдруг логика полностью теряется, и фигуры разбредаются по стене. как актеры, пришедшие на репетицию, но не нашедшие себя в списке ролей. Некоторые фрагменты напоминают римские стены, где в средневековый фасад может быть вмонтирован античный маскарон.
    После восстановления собор стал огромным каменным парафразом культурной эволюции. Как последующая эпоха по-своему тасует карты, оставшиеся от предыдущих, - что-то утратив, что-то не поняв, что-то примерив к новым обстоятельствам, выстраивая новое здание цивилизации на фундаменте своих представлений о былом.





    Помимо ценности в качестве повода для философских размышлений, собор имеет еще одну - чисто маркетинговую - фишку. Возможно, она возникла спонтанно (скорее всего, это так), но если ее кто-то специально ввел в маркетинговый оборот - то он заслуживает всяческого респекта.
    Речь идет о слонике.
    Слоник - животное, не очень характерное для Древней Руси. Тем любопытнее, что его рельефное (и достаточно реалистичное) изображение можно найти на стене собора (едва ли не единственный случай в древнерусском зодчестве). Путеводители советуют сделать это самостоятельно, не опираясь на подсказки. Дескать, если это удастся, то исполнится загаданное в начале поисков желание. Поэтому даже равнодушные к белокаменным кружевам туристы обходят собор, рассматривая его с лупой и запоминая много деталей, до которых иначе им дела бы не было.
    Пытались найти слоника и мы с сыном. Увы! Слоник нам не сдался. В том смысле, что не показался. Смирившись с тем, что все желания придется выполнять самим, без хобота и бивней, мы пошли дальше по Юрьеву. Но слоник не выходил из головы. Наконец, мы решили вернуться и посмотреть слоника, пусть и с подсказкой. Но где ее взять? Страницу с подсказкой я специально не распечатывал, дабы не было соблазна, Интернет на телефоне недоступен. К счастью, в соборе оказался сотрудник, тот самый, который отпирал нам его утром. Он подвел нас к большой фотографии собора, висевшей внутри и на ней пояснил, где нужно искать.
    Мда… что я вам хочу сказать. Найти его там без подсказки, кончено, можно, Но стоит заложить на это часа 3-4, затем разбить весь собор на маленькие квадратики и ходить, строго последовательно рассматривая каждый из них. Потому что при простом, пусть и внимательном осмотре, обнаружить слоника невозможно. А если вы не верите во всю эту мистику, а хотите просто насладиться зрелищем, кликайте на подсказку с картинкой.
    Большинство отчетов о Юрьеве начинаются с Михайло-Архангельского монастыря, а заканчиваются Георгиевским собором. Самые внимательные еще пишут про комплекс из Покровской церкви и храма Никиты-мученика.


    Между тем, есть еще несколько зданий, не столь эффектных, но интересных вдумчивому путешественнику.
    Введенская церковь (у автора опечатка - правильное название Воскресенская) - пример того, как может исчезнуть здание, не разрушаясь до основания, но теряя свое первоначальное значение и сливаясь с пейзажем.

    Некогда гордый классицистический храм, лишенный глав и окруженный огородами, отведен сейчас под детский дом. И только ваше воображение может дорисовать ему прежние формы. Чтобы найти эту церковь, нужно от земляных валов идти по улице 1 Мая и высматривать ее слева.
    От здания бывшей Введенской церкви можно через дыру в заборе (встаньте так, чтобы центр города с валами был за спиной, а церковь чуть справа) пролезть на территорию Свято-Введенского Никоновского монастыря. По легенде, он основан на месте рождения Никона – ученика и сподвижника Сергия Радонежского.
    На месте Никольской деревянной церкви в 1666 году была выстроена Никоновская, а в память о Никольской назвали один из пределов. С этого момента началась путаница, продолжающаяся и по сей день – кто-то называет церковь Никольской, кто-то – Никоновской. Церковь тоже сильно изуродована временами, и сейчас узнать ее былой облик сложновато.

    Расположенный рядышком Введенский собор сохранился лучше, и сейчас реставририруется.

    Выйти из монастыря можно уже через ворота и по улице свернуть направо.

    Нужно будет по Краснооктябрьской дойти до Авангардского переулка и повернуть еще раз направо. Там можно будет найти Христорождественскую и Борисоглебскую церкви. Борисоглебская в советское время побывала молокозаводом, была разрушена и сейчас отстраивается практически заново.

    А Церковь Рождества Христова сохранилась хорошо. Сейчас ее покрывают толстым слоем шпаклевки и штукатурки. Не знаю, насколько это корректно с точки зрения научной реставрации. На незакрашенных участках видно, что раньше церковь была оштукатурена, но штукатурка лежала тонким слоем поверх кирпича, придавая белый цвет, но не пряча кирпичную фактуру.


    Гуляя по вечернему городу, мы опять вернулись к земляным валам и встретились с тем сотрудником музея. «Ну что, нашли слоника?» - спросил он на ходу… и пожелал доброго пути. Было ощущение, что, проведя в Юрьеве несколько часов, мы уже сжились с городом до той стадии, когда на улицах знакомые, случайно встречаясь, спрашивают друг друга – «Ну, как дела?»…

Часть 3. Золотой теленок

 Осталось рассказать про Юрьев-Польский совсем немного. И в частности – как же он связан с «Золотым теленком». Да очень просто – в 1968 году именно здесь снимались «арбатовские» сцены фильма Михаила Швейцера. Остапа Бендера в этой киноверсии «Золотого теленка» блистательно сыграл Сергей Юрский.

    Если Вы являетесь поклонником этого фильма, или просто любите роман Ильфа и Петрова, то прогулка по городу принесет вам дополнительные открытия.
    Вот Бендер идет вдоль витрин пыльных магазинчиков,

дирижирует невидимым оркестром,

примеряет на себя роль Гамлета.

    Все это происходит в городских торговых рядах, которые несколькими линиями отходят от Советской площади. Если, выйдя из Михайло-Архангельского монастыря, вы пойдете направо, то метров через двести вы прямо в них упретесь.


    Вот Бендер беседует с Балагановым – за спиной у них часть монастырской ограды и Михайло-Архангельский собор («Церкви у нас замечательные. Из главнауки приезжали, реставрировать собираются» – эти слова предрайисполкома легли на Юрьевскую почву как нельзя более кстати).

    Вот Паниковский идет в последний раз исполнять роль сына лейтенанта Шмидта, за спиной у него колокольня монастыря.

    Бендер с Балагановым располагаются на земляном валу, чтобы посмотреть за «выносом тела» Паниковского. За ними полная панорама монастыря.


    Вокруг монастыря вообще в фильме вертится все действо. Мимо входа в монастырь считает своим долгом пробежать Паниковский, спасаясь с украденным гусем от преследователей.

    «Антилопа-Гну», покидая город, делает круг почета по земляному валу. Думаю, не так просто туда было забраться этой антикварной машине – очевидно, Козлевич хотел продемонстрировать класс!

    Дальше машина уезжает из города, в полях подбирает Паниковского, едут через поля, останавливаются заправиться бензином в городе Удоеве, где участвуют в митинге. Это в «кинематографическом» плане. А в «реальном» плане, поколесив по полям, герои снова оказываются там, откуда уехали – прямо за Георгиевским собором (сбоку виден кусочек здания Троицкого, выстроенного в начале ХХ века в псевдорусском стиле). Там проходят сцены «удоевского» митинга.



    А вот это место, с белой балюстрадой и декоративным вазами, мы не нашли. По фильму это кафе, где Бендер с Балагановым пьют пиво, как члены профсоюза, и где рождается замысел всей операции.

    Не нашли и вот эту площадь (или ракурс), где была стоянка у Козлевича.

    (UPD Как подсказали мне в сообществе russiantowns, это село Сима неподалеку от Юрьева. Здания до сих пор стоят, только вот каланча то ли упала от ветхости, то ли разобрана).
    Надо сказать, что съемочная группа «Золотого теленка» правильно выбрала место съемок. Даже сейчас городок производит такое впечатление…. Даже не старинного уездного городка, и не современного, а вот какого-то излета нэпа… Вывески над купеческими лавочками смотрятся не единым торговым ансамблем, как это было, думается, в XIX веке, а такой чуждой наклейкой. Не удержусь и процитирую собственную статью о наружной рекламе у Ильфа и Петрова:
    «Пылятся в витрине выставочные гробы, стоит на земле проржавевшая вывеска, ежатся «на сырых телеграфных столбах» мокрые объявления. Это мотив условно можно описать через ключевые семы «ущербность – унылость - приниженность». Вот ряд прилагательных, которые сопровождают описание рекламных объектов в «12 стульях»: «маленький, обвалившийся, угрюмый, пыльный, скучный, поржавевший, одиноко торчащий, мокрый, расплывшийся, тусклый».
    Во втором романе цикла этот мотив реализован менее частотно, но более безапелляционно. В «12 стульях» есть еще единичные примеры описания объектов наружной рекламы, лишенных резко негативных коннотаций, не сопровождающихся описанием признаков «упадка и разрушения». Так, здание Гублана украшают две вывески: «лазурная вывеска "Одесская бубличная артель -- "Московские баранки". На вывеске был изображен молодой человек в галстуке и коротких французских брюках. Он держал в одной, вывернутой наизнанку руке сказочный рог изобилия, из которого лавиной валили охряные московские баранки, выдававшиеся по нужде и за одесские бублики. При этом молодой человек сладострастно улыбался. С другой стороны – упаковочная контора "Быстроупак" извещала о себе уважаемых "гр. гр." заказчиков черной вывеской с круглыми золотыми буквами». Здесь ассоциативный ряд несколько иной – «лазурный, молодой, сказочный, сладострастный, черный, золотой». Эти вывески подаются авторами как, безвкусные, но не лишенные внутренней энергии. Это, однако, едва ли не единственный пример «позитивного» изображения объектов наружной рекламы в «12 стульях».
    Но в «Золотом теленке» нет и таких разовых примеров «жизнеутверждающей» вывески. Зато мотив «упадка и разрушения» получает дальнейшее развитие: одинокие нэпманы «догнивают» под вывесками, «когда-то гордая, спокойная вывеска галантерейщика» приобретает «мерзкий» вид».
    Похожую картину мы видим и сегодня в Юрьеве. Запертый на замок (в середине дня) кусочек лабаза отмечен гордой вывеской «Дом молодежной моды».

За пыльным стеклом краткая информация о колониальном товаре:

А точка продаж «Oriflamme» просто вызывает умиление:

    Но это, скажем так, стихийные переклички с «Золотым теленком». А что делает город сознательно, чтобы использовать этот Бренд для привлечения туристов и продажи им новых ощущений?
    Да практически ничего. Как уже упоминалось выше, на главной площади есть кафе «Золотой теленок», но вся бендеровская тема исчерпывается в нем несколькими фотографиями с кадрами из фильма на стенах. А сколько можно было придумать всего! И специальные сувениры, и возможность пофотографироваться в «бендеровском» одеянии, особые названия блюд.
    Кстати, о блюдах. В кафе «Золотой теленок» мы с сыном заглядывали дважды. Сначала в середине дня выпить кофе – нам сначала дали мирно пройти внутрь и присесть, а потом милая девушка огорошила нас заявлением «Мы закрыты». На вопрос – что ж вы не предупредили на входе? – девушка еще более мило улыбнулась и сказала «Вот так!».
    Пришлось нам идти через площадь в «Золотое кольцо», где нам и кофе налили, и дали телефон подзарядить. Но к пяти вечера стало ясно, что возвращения в кафе не избежать. Дело в том, что за шесть часов мы осмотрели весь город. Внимательно были изучены и ржавеющие свидетельства любви на мостике,


и автографы неких «Juriev Supporters» и «Ю-П funs» на стенах.


    Возможно, город еще скрывал в своих переулках какие-то жемчужины, но нам о них ничего не было известно. Между тем, до поезда было почти восемь часов. Побродив еще минут сорок по мокрым улицам, мы встали перед выбором – «Золотой теленок» или «Золотое кольцо»? «Кольцо» оставило более приятные воспоминания, однако у «Теленка» было одно существенное преимущество – там были стулья, а в «Кольце» - лавочки без спинок. Когда Вы собираетесь посидеть часа три в кафе после шестичасовой прогулки, это немаловажно. И мы направились в «Золотой теленок».
    В этот раз с нашим существованием смирились, и хотя на десяти из двенадцати столов стояли таблички «Заказано», и мы нашли себе местечко. Первое, на что мы обратили внимание в меню, было первое, а именно – борщ. Нам понравилась как сама идея съесть с мороза горяченького борща, так и его цена – 38 руб. Борщ – надо признаться – был по вкусу вполне на уровне, только вот получить его в горячем виде не удалось – так, неопределенной температуры.
    Не торопясь (времени до поезда оставалось еще выше крыши) мы двинулись дальше по меню. Там цены были уже повыше – от 200 до 300 за некие мясные блюда. Для Москвы нормально, для Лондона – приемлемо, а в Юрьеве как-то подсознательно ждешь чего-то более демократичного. Тем более, что борщ за 38 рублей как-то задал планку.
    Тут мы дошли до раздела, который назывался просто и таинственно - «Комбинированные блюда». Блюда в нем были самые обычные, а цены - более человечными, в пределах 100 руб. Смущало только название. Ну, например «Цветная капуста, запеченная с сыром» - имеется, в виду, что здесь капусту с сыром скомбинировали? Но тогда практически любое блюда можно отнести к этой группе… А уж что комбинированного в «Пельменях домашних» - и вовсе непонятно было. Мясо с тестом? Пельмени с домом?
    Подозвав официантку, мы сурово спросили у нее, что означает этот раздел, и не комбинируются ли в нем остатки вчерашнего банкета. Официантка улыбнулась и в характерном юрьевском стиле ответила – «Да нет… это у нас просто… так».
    Несмотря ни на что, мы решились и заказали картофель с овощами и капусту с сыром из этого драматичного раздела. Все было вполне на уровне. Действительно капуста, действительно сыр, запекли на небольшой сковородке, вполне съедобно. Общий счет за два борща, капусту, картофель, пиво и три чая – 360 руб. Плюс мы имели возможность совершенно бесплатно наблюдать гуляния юрьевской братвы, для которой, очевидно, это кафе было местом встреч. Одна компания рядом так веселилась, что заслужила даже внимание охранника, который дважды подходил к ним и пытался направить в русло культурного отдыха – «Ну что ж вы, ребята.. у нас тут люди, а у вас – мат-перемат». Ребята внимательно слушали, минут на пять стихали, потом все возвращалось в свое русло.
    Но часа за три может наскучить даже такое чудесное место, и мы решили ехать на вокзал и скоротать оставшиеся три с половиной часа там. Наследник Адама Козлевича довез нас до вокзала за 50 руб., и на мои внезапные, по дороге, подозрения – а он открыт у вас? – уверенно ответил – да конечно.
    И вот нас высадили на полутемной улочке, одна сторона которой представляет из себя железнодорожное полотно, а вторая – покосившиеся заборы и мрачные бараки. Мы подходим к вокзалу и видим.. на центральных дверях большой амбарный замок. Рядом висит объявление, из которой следует, что вокзал начинает работать в 0 часов (это неудивительно, учитывая, что основные поезда проходят через Юрьев-Польский ночью). К счастью, в боковом окне горит свет. Мы обнаруживаем еще одну дверь, незапертую, и запираемся туда. Пожилая женщина пьет чай и вопросительно смотрит на нас. «А мы вот… на вокзал…», - говорим мы. «А, ну это вам надо поискать дежурную». Найденная дежурная вздыхает, но берет ключи и… о чудо! Ради нас открывают зал ожидания.
    Отперев, дежурная включает свет и уходит. Мы оказываемся в зале ожидания абсолютно одни, не считая большого рыжего с белым кота, который уже спал там при нашем появлении.

    Проснувшись, кот начинает ходить кругами вокруг нас, пока не уничтожает весь запас колбасы с припасенных нами бутербродов. Конечно, колбасу мы выдали ему добровольно, чувствуя, что надо задобрить это местное божество.

    А кот вел себя со всей вальяжностью железнодорожного служащего. Мы бы ничуть не удивились, если бы за час до появления поезда от отпер бы кассу, одел форменную тужурку и сказал бы «Мнэээ… подходим, граждане, берем билеты!».

    Пока же, съев колбасу, кот сел рядом с Сашкой и принялся изучать вместе с ним журнал «Футбол». «За кого же ты болеешь?» - задумчиво сказал Сашка. «Сейчас я будут тебе читать названия клубов, а ты кивай… Тотенхем, Ливерпуль, Арсенал… О, на Арсенале он вроде мигнул!.. Милан, Спартак, Астон Вилла… о, еще раз мигнул!». Очевидно, кот болел за клубы, называвшиеся на букву А.

    Периодически кот начинал скрестись в дверь, мы выпускали его на улицу, потом он скребся с обратной стороны и мы его запускали. Это несколько разнообразило наш досуг и не давало заснуть. Ближе к поезду появились и другие пассажиры – женщина, которая ознаменовала свой приход тем, что сходу разбила бутылку коньяку о пол, и потом долго спрашивала, не беспокоит ли нас запах, и пара мужчин, которые пришли на поезд, который в этот день не ходил, посидели немного, и ушли.
    А потом ушли и мы. Точнее, уехали.

Спасибо BonAventura за разрешение на публикацию, оригинал  тут 
1 часть - http://bon-a-ventura.livejournal.com/6905.html
2 часть - http://bon-a-ventura.livejournal.com/7074.html
3 часть - http://bon-a-ventura.livejournal.com/7199.html